Пиромаркер: маркер для выжигания по дереву! Что это, как работает, плюсы-минусы? Большой обзор
Мы довольно требовательны и любознательны, так что тест получился очень объемным. Нетерпеливые читатели могут сразу проматывать в конец статьи: там основные выводы, советы для желающих приобрести ;)
Коротко о том, что такое маркер для выжигания: это буквально маркер, которым можно рисовать как обычным. Но, при нагревании древесины больше 350° (строительным феном), рисунок подрумянивается и становится темно-коричневым, выжженным.
Начнем с упаковки и подготовки к работе
Маркер отлично упакован: в пластиковый блистер на картонной подложке с информацией, а внутри еще и запаян в пленку. Это важно, так как внутри - жидкость. По этой же причине, кстати, уже начатые маркеры лучше хранить носиком вверх.
После вскрытия упаковки пишущий стержень - сухой. Чтобы "чернила" начали поступать к кончику, слегка вдавите его в корпус пару-тройку раз, уперев в стол. То, что процесс запустился, увидите сразу - по изменению окраски стержня.
Про разметку
Мы попробовали нанести разметку простым карандашом, и обойтись без неё вовсе. Второе вполне реально: сам маркер пишет жёлтым, его отлично видно на поверхности. А карандаш при обжиге выгорел и перекрылся так, что его практически не видно. Но если что, то ластиком убирается даже по обожженому.
Из нюансов: носик маркера пачкается о карандашную разметку, хотя это и не критично. А вот что критично, так это обращать внимание на то, как и где вы рисуете: мы с непривычки ребром ладони задевали еще не высохший рисунок и растирали его по соседним. Сразу первый класс и руки в чернилах вспомнились) Рукам, кстати, ничего и всё легко отмывается, а вот поляпы всееее потом при обжиге вылезают и всё портят!
А еще подумалось, что с такими маркерами можно использовать трафареты. Обязательно попробуем позже)
Про выбор древесины и что от неё ожидать
Слева направо: сосна, дуб, бук. Справа вверху - липа, внизу - фанера из березы.
Мы провели тесты на самой подручной древесине: липе, дубе, буке, сосне и, конечно, березовой фанере.
Первое, что сразу скажем: поверхность надо готовить. Как и перед любым другим декором, мягкой наждачкой убрать шероховатости, по ним будет сложно рисовать.
Липа показала себя хорошо: маркер на неё отлично ложится, не растекается, линии получаются достаточно четкими и можно пробовать рисовать тонко. Но есть нюанс: поверхность вокруг слегка "поджаривается" во время обжига.
Дуб из этого набора оказался наименее подходящим: рисунок после выжигания получается бледненьким, а сама древесина сильно обгорает.
Бук подтвердил догадку о том, что лучше всего для маркера подходят плотные сорта древесины. На нём получилась самая удачная проба: линии четкие и ровные, прожиг равномерный, а поверхность вокруг практически не обгорает.
Сосна даже для обычного выжигания - специфичный материал. Очень яркая фактура, чередование мягких и твердых слоёв, которые прожигаются по-разному. Смолистость, опять же. Но если с ней "подружиться", можно получать интересные эффекты. Так же и с маркером: им можно подчеркнуть и обыграть фактуру, но сложно добиться четких линий (жидкость может растекаться, а при нагревании начинает расползаться смола).
Фанера - тоже неплохо себя показала. Линии получаются довольно ровными, отлично прожигаются. Но поверхность надо тщательно шлифовать, а при нагреве следить, чтобы фанеру не повело и не расслоило.
Про рисование
Стержень у пиромаркера скошенный, поэтому можно рисовать тонкие линии кончиком, и закрашивать поверхность всей шириной. И сразу хочется поиграть с каллиграфией...)
Разных оттенков не получится - прожигается всё равномерно. Мы пробовали накладывать тон и в два, и в три слоя - результат один. Более того, излишки реагента некрасиво выгорают, так что такой перерасход ни к чему. Одного слоя хватает.
А вот отдельные штришки отлично получаются, не сливаются:
И вот еще один вопрос, который нас мучал: насколько устройчивым к физическому воздействию получается рисунок? Поскоблили от души ножом - почти никакого эффекта) Соскребаются только прогоревшие излишки реагента, и то крохи совсем. Насыщенность цвета линий при этом практически не снижается.
Здесь сразу и плюс, и минус: здорово, что изображение получается долговечным и не стирается. Обидно, что удалить огрехи будет ой как непросто)
И здесь же отметим про износ самого маркера: небольшой. Стержень при стандартном использовании не теряет форму, а жидкость-реагент расходуется экономно. Одного маркера хватит на десяток работ)
Не удержались, приоткрыли завесу тайны этикетки после всех своих экспериментов. Слева - маркер, которым мы рисовали, справа - новенький:
Обжиг
Вообще, производитель советует использовать строительный фен. Но мы же не могли не попробовать: а что, если утюгом прогладить? В общем, на наши 1800W никакой реакции не последовало) Так что читайте инструкции и верьте им)
Со строительным феном же никаких проблем нет) Если у вас нет строительного фена - это недорого, а в доме пригодится.
Пиромаркер, кстати, в отличие от обычных выжигателей, отлично подходит для декорирования небольших и объемных предметов (руки не обожжешь!), а вот для обжига феном лучше запастись плоскогубцами или любыми удобными щипцами.
Защитные покрытия
Любопытства ради, попробовали покрыть рисунки маслом для дерева, и акриловым лаком на водной основе. С лаком вышло не очень - вероятно, он вступает в какую-то реакцию с поверхностью, скатывается и тянется за кистью; выглядит неопрятно.
А вот под маслом отлично получилось) Цвет самой древесины становится темнее, а рисунок будто получает дополнительную глубину.
Краткие выводы!
Пиромаркер открывает новые возможности для творчества, а для детей вообще покажется настоящим чудом)
Мы будем продолжать экспериментировать; есть еще много, чего попробовать и о чём сказать.
Кратко, итоги:
Для рисования этим маркером не требуются никакие особенные навыки и подходит большинство заготовок, продающихся в магазинах для творчества. Но поверхность нужно тщательно отшлифовать.
Работать с ним удобно на любой, даже объемной поверхности, рисовать тонкими и толстыми линиями, закрашивать большие площади. Реагент расходуется экономно, а пишущий кончик устойчив к истиранию.
Обжигается рисунок равномерно и довольно быстро, и тоже устойчив к физическому воздействию)